ПРОСТЫЕ АККОРДЫ Строятся простые аккорды по принципу "через один", т. е. для того, чтобы построить требуемый
аккорд, нужно взять тонику и отсчитать от нее необходимое для данного аккорда количество нот,
выбирая их через одну, а затем, (в случае надобности) подкорректировать требуемые интервалы.
Так, например, чтобы построить доминантсептаккорд (обыкновенный септаккорд, при котором к аккорду приписывается 7-ка) в тональности До мажор, нужно отсчитать
от тоники через одну 4 ноты - До-Ми-Соль-Си - вторым этапом является корректировка интервалов:
Смотрим: В До мажорном доминантсептаккорде 4 звук находится на расстоянии малой септимы от тоники, следовательно, Си исправляем на Си-бемоль. Получаем аккорд До-Ми-Соль-Си-бемоль.
Простые аккорды бывают 3-х типов, которые, в свою очередь имеют некоторые разновидности:
1. ТОНИЧЕСКИЕ ТРЕЗВУЧИЯ
2. СЕПТАККОРДЫ
3. НОНАККОРДЫ
1. ТРЕЗВУЧИЯ
Трезвучие является простейшей гармонической структурой. В музыкальной теории тоническое трезвучие очень часто обозначается так: "Т.3"
Трезвучия бывают Мажорные и Минорные.
МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ строится следующим образом:
Тоника + нота через большую терцию (2 т.) + нота через малую терцию (1.5 т.).
Пример: Строим Тоническое трезвучие в тональности До мажор: До + Ми + Соль.
МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ строится следующим образом:
Тоника + нота через малую терцию (1.5 т.) + нота через большую терцию (2 т.).
Пример: Строим Тоническое трезвучие в тональности До минор: До + Ми-бемоль + Соль.
Отсюда, как видим, само собой выводится следующее правило:
АНАЛОГИЧНЫЕ АККОРДЫ МАЖОРА И МИНОРА (КАК ПРОСТЫЕ, ТАК И ПРОИЗВОДНЫЕ)ОТЛИЧАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ТОЛЬКО 2-М (ТЕРЦОВЫМ) ЗВУКОМ. ТЕРЦОВЫЙ ТОН МИНОРНОГО АККОРДА НА ПОЛТОНА МЕНЬШЕ, ЧЕМ ТЕРЦОВЫЙ ТОН МАЖОРА |
ПРИМЕЧАНИЕ: Все примеры построения аккордов в данной статье показываются для мажора, поскольку,
при помощи вышеупомянутого правила можно подкорректировать любой аккорд (за исключением
тех, в которых оговаривается "одноладовость", т. е. Принаделжность только к одному ладу
- или мажору, или минору. Например, уменьшенный септаккорд).
2. СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд - это созвучие 4-х звуков, т. е. Тонического трезвучия + нота, находящаяся от тоники на расстоянии септимы (какая именно септима - зависит от аккорда), или на расстоянии терции от квинтового тона Тонического трезвучия.
Септаккорды делятся на 5 видов:
УВЕЛИЧЕННЫЙ СЕПТАККОРД
БОЛЬШОЙ СЕПТАККОРД МАЛЫЙ СЕПТАККОРД (ДОМИНАНТСЕПТАККОРД) ПОЛУУМЕНЬШЕННЫЙ СЕПТАККОРД УМЕНЬШЕННЫЙ СЕПТАККОРД
УВЕЛИЧЕННЫЙ СЕПТАККОРД - это тоническое трезвучие с повышенным квинтовым тоном + большая септима
Пример: До мажорный увеличенный септаакорд строится следующим образом: До + Ми + Соль-диез + Си
БОЛЬШОЙ СЕПТАККОРД является тоническим трезвучием с большой септимой (5.5 т.) от тоники, или
тоническое трезвучие + большая большая терция. Пример: До мажорный Большой септаккорд Строится следующим образом: До + Ми + Соль + Си
МАЛЫЙ СЕПТАККОРД (ДОМИНАНТСЕПТАККОРД) - это аккорд, состоящий из тонического трезвучия + малой
септимы. (или, соответственно, малой терции от квинтового тона).
Пример: До мажорный доминантсептаккорд строится следующим образом: До + Ми + Соль + Си-бемоль.
Малый септаккорд, чаще всего, называют доминантсептаккордом.
ПОЛУУМЕНЬШЕННЫЙ СЕПТАККОРД - это доминантсептаккорд, у которого квинтовый тон понижен на полтона.
Пример: До мажорный полууменьшенный септаккорд строится следующим образом: До + Ми + Соль-бемоль + Си-бемоль.
УМЕНЬШЕННЫЙ СЕПТАККОРД - это доминантсептаккорд, в котором все звуки, кроме тоники понижены на полтона.
Пример: До мажорный септаккорд строится следующим образом: До + Ми-бемоль + Соль-бемоль + Си-дубль-
бемоль (т. е. Ля).
ПРИМЕЧАНИЕ: Уменьшенный септаккорд может быть только мажорным, поскольку, понижение терцового тона в минорном аккорде приведет к гармоническому сбою.
3. НОНАККОРДЫ
Нонаккорд - это созвучие пяти нот, расположенных по терциям.
Нонаккорды бывают двух видов - Большие и Маленькие.
БОЛЬШОЙ НОНАККОРД - это доминантсептаккорд, к которому прибавили большую терцию.
Пример: Большой До мажорный нонаккорд строится следующим образом: До + Ми + Соль + Си-бемоль + Ре
МАЛЫЙ НОНАККОРД - это доминартсептаккорд, к которому прибавили малую терцию.
Пример: Малый До мажорный Нонаккорд строится так: До + Ми + Соль + Си-бемоль + Ре-бемоль
УНДЕЦИМАККОРДЫ ТЕРЦДЕЦИМАККОРДЫ КВИНТДЕЦИМАККОРДЫ
Данные аккорды строятся по тому же принципу - добавления звуков через терцию. Думаю, подробно описывать построение этих аккордов нет особой нужды, поскольку в гитарной практике они используются довольно редко, если же вдруг придется, то вы сможете с легкостью построить эти аккорды, основываясь на информации, полученной ранее. Скажу только, что к каждому последующему аккорду прибавляется только 1 звук, т. е. если в нонаккорде 5 звуков, то в ундецимаккорде их будет уже 6.
ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ
Производные аккорды являются видоизмененными простыми аккордами, в которых изменён 1 или несколько звуков. Для того, чтобы построить производный аккорд, нужно найти простой аккорд, последний интервал которого будет наиболее близок к последнему интервалу требуемого аккорда, а затем, просто изменить несовпадающий интервал. Как это сделать? - Очень просто - Возьмите тоническое трезвучие той тональности, которой вам нужно построить производный аккорд, и начните добавлять к нему по одному звуку через терции, до тех пор, пока интервал последнего звука от тоники не будет наиболее близок (соответственно таблице интервалов) к интервалу, по которому назван аккорд, затем, в зависимости от того, больше ваш интервал или меньше - измените его в сторону производного аккорда.
ПРИМЕЧАНИЕ №1: Все производные аккорды имеют более 3-х звуков, поэтому за основу для их построения, желательно брать простые аккорды, как минимум, септаккорды.
ПРИМЕЧАНИЕ №2: Во всех аккордах, которые содержат более 4-х звуков, в качестве септаккорда, как правило, используется доминантсептаккорд (по крайней мере, если не оговорено увеличение или
уменьшение 4-го звука).
ПРИМЕЧАНИЕ №3: Интервалы: Секста, Нона и все идущие после нее, так сказать, по умолчанию,
используются большими (если только не оговорено уменьшение данного интервала).
ПРОИЗВОДНЫЕ АККОРДЫ БЫВАЮТ 4-Х ВИДОВ:
СЕКСТАККОРД: Для того, чтобы построить секстаккорд, есть 2 способа:
1. Самый простой способ - Взять трезвучие и добавить еще 1 звук, находящийся от Тоники на
расстоянии Большой сексты (4.5 т.).
2. Наиболее близкий к сексте интервал - септима, следовательно нужно найти аккорд, у которого
септима была бы последним интервалом от тоники. Какой это аккорд? - Правильно! - Септаккорд (само собой разумеется, что Доминантсептаккорд). Теперь смотрим: Разница между Большой секстой и Малой септимой - полтона, следовательно нужно понизить последний звук Доминантсептаккорда на полтона.
Пример: До мажорный секстаккорд строится так: До мажорный доминантсептаккорд = До + Ми + Соль + Си-бемоль --> До мажорный секстаккорд = До + Ми + Соль + Ля
ДЕЦИМАККОРД Для того, чтобы найти децимаккорд, необходимо сделать то же самое, т. е. найти наиболее близкий
аккорд (это, может быть, либо Нонаккорд, либо Ундецимаккорд (какой из них - Неважно), а дальше, все так же, как я описал выше.
ДУОДЕЦИМАККОРД
КВАРТДЕЦИМАККОРД
Как строятся последние 2 аккорда, полагаю объяснять не стоит, поскольку процесс никоим образом не
отличается от предыдущих. Кроме того, думаю, вам будет полезно самим попытаться это сделать. :)
Если же у вас, всё-таки, не получилось, напишите мне и я постараюсь объяснить более подробно.
Напоследок, позволю себе дать пару советов опытного новичкам. :)
1. Как можно больше опирайтесь на таблицу интервалов (желательно, даже, чтобы вы выучили её наизусть).
2. Старайтесь побольше эксперементировать, Стройте свои аккорды, пытайтесь найти гармонирующие друг с другом звуки.
3. Слушайте как можно больше джазовых и блюзовых композиций, так же, не помешает классический рок.
|